Мещерский бульвар, д.3, корп.1, помещ.6 пр.Мира, д.102, корп.1, офис 502 мкр. Правдинск, ул.Горького, д.36 ул.Кирова, д.21

Нижний Новгород
  • Нижний Новгород
  • Москва
  • Балахна
  • Городец

ПН-ПТ с 9-00 до 18-00

ПН-ПТ с 9-00 до 18-00

ПН-ПТ с 9-00 до 18-00

ПН-ПТ с 9-00 до 18-00

1. Интерес к почерку как к объекту исследований, согласно литературным источникам, возник в Древнем Китае. Историография отсылает нас к Го Жо-Сюю и его трактату о художниках конца X – начала XI века «Записки о живописи: что видел и слышал». Произведение, об оригинальности которого спорят и сейчас, представляет собой энциклопедической собрание биографий художников и повествуют об их творческом почерке — стиле и живописных приёмах.

2. В Римской империи также обращали внимание на особенности почерка. До нас дошли такие высказывания:

  • «Я боюсь этого человека, его почерк показывает, что у него предательская натура» (Нерон).
  • «Как нет людей одинаково говорящих, так и нет людей одинаково пишущих» (Аристотель).

3. Первая известная работа по исследованию почерка принадлежит перу итальянца Камилло Бальди. Трактат от 1622 г. «О том, как по букве письма узнавать характер и особенности писавшего» содержит 14 глав.

Бальди описывает признаки письма, особенности орфографии и пунктуации. Он также указывает, как определять специфику и стиль авторов, а также значения разных букв.

В состав трактата входит отдельный указатель признаков письма, по которым можно узнать «характер и привычки писавшего» и замечания Бальди о том, каким должно быть хорошее письмо.

4. В 17 веке вышло еще два исследования о почерке. В 1650 году, другой итальянец, профессор анатомии и хирургии из Неаполя Марк Аврелий Северин пишет книгу «Пророк или предсказание по письму».

Спустя 16 лет, в 1966 году, выходит сочинение Жака Равено «Трактат о поддельных надписях и идентификации почерков и подписей сравнительным и иными методами». Автор трактата отмечал, что в почерке отражаются и черты характера человека, и его настроение во время акта письма.

5. В 18 веке тему уникальности почерка подхватил швейцарский писатель, богослов и поэт, писавший на немецком языке, Иоганн Каспар Лафатер. Третий том своей книги «Физиогномические фрагменты» он посвятил анализу почерка.

Отметим, что первые два тома были посвящены теории физиономике, согласно которой:

Интеллектуальная жизнь человека выражается в строении и очертаниях черепа и лба: моральная и чувственная жизнь — в строении лицевых мускулов, в очертаниях носа и щек; животные качества человека символизируются складом рта и линиями подбородка. Центральный орган лица — глаза, с окружающими их нервами и мускулами.

Так, по мнению Лафатера, «гений Гёте в особенности явствует из его носа», а «в лице Сократа есть задатки глупости, сластолюбия, пьянства и зверства».

6. Со второй половины XIX века интерес к вопросам зависимости между душевными качествами и почерком человека стал возрастать. В 1875 году появляется термин «графология». «Отцом» графологии считают французского аббата Жана-Ипполита Мишона, который издаёт труд «Система графологии», в которой предпринимает попытку систематизировать отдельные сведения о почерке.

Чем примечательна эта работа? Во-первых, Мишон ввёл термин «графология», образованный от греческих слов «графо» – писать и «логос» – наука, знание. Во-вторых, его работа написана просто и доступно и относится к жанру научно-популярной литературы.

Принцип Мишона прост: один признак – одна психологическая черта

Принцип Мишона прост: один признак – одна психологическая черта. Если этот признак присутствует, то человек обладает данной чертой характера, а если отсутствует – обладает противоположной чертой. Безусловно, сегодня такой подход сочли бы явным упрощением и назвали бы дилетантским. Однако многие из выявленных закономерностей общеприняты и по сей день.

Совместно с Адольфом Дебарроллем Мишон также издает книгу «Тайны почерка».

7. Один из учеников Мишона Жюль Крепье-Жамен продолжил развивать направление, основанное его учителем.

В своей работе «Почерк и характер» Крепье-Жамен пытается обобщить и систематизировать графологические наблюдения, дать научное изложение графологических закономерностей. Он одним из первых взглянул на почерк как на единое целое, утверждая, что индивидуальность почерка зависит не только от психологических особенностей пишущего, но и от физиологических и многих других характеристик.

Крепье-Жамен вводит понятие гармонии или дисгармонии как некой обобщенной характеристики. Он формулирует набор групп признаков или категорий, который до сегодняшнего дня принят во французской школе графологии: форма, размер, нажим, скорость, наклон, связность и расположение.

Крепье-Жамен переиздает переработанный труд Мишона. Это новое издание становится (и остается до сих пор) одним из основополагающих учебников по графологии. Он основывает Французское общество графологии.

Многое из систематизации Крепье-Жамена нашло впоследствии развитие в работах как криминалистов-почерковедов, так и графологов.

8. В конце XIX века выходят работы немецких исследователей почерка: профессора Вильгельма Прайера «Психологии письма» (автор интерпретирует письмо как результат импульсов, поступающих из головного мозга) и исследователя Георга Майера «Научные основы графологии (изучал маниакально-депрессивных пациентов и сделал вывод, что характеристики почерка являются производными психики).

9. В 1931 году выходит работа известного психолога Лейпцигской школы Макса Пулвера, который внёс дальнейший вклад в терминологию науки о почерке. Ему принадлежит одна из первых методических разработок в графологии, связанная с разделением почерка на три измерения: вертикальное движение, горизонтальное движение и глубина. Пульвер обращается к психоаналитической концепции подсознания и символа как средства выражения. Для него «сознательное письмо есть подсознательное рисование».

10. Завершим список фактом из отечественной практики изучения почерка. Формирование, становление и развитие взглядов отечественных специалистов в области судебного почерковедения происходило как на базе собственных эмпирических исследований (накопление и обработка массива рукописного материала, основанного на кириллической письменности), так и с учетом опыта исследований зарубежных ученых.

Отметим, что идеи графологии, пришедшие в Россию из-за рубежа, не успели получить широкого распространения. В основном они были датированы началом ХХ века и относились к «теории фиксированных черт», описанной Мишоном. Однако русский учёный-криминалист и основоположник судебного почерковедения Евгений Фёдорович Буринский относился к графологии со здоровой долей критики и не исключал её перспективы.

Буринский рассматривал почерк не только как объект идентификационного исследования, но и как объект диагностики в широком понимании — медицинской и криминалистической. Впервые в мировой криминалистике он определил не только контуры науки судебного почерковедения в целом, но и обозначил основные черты судебно-почерковедческой диагностики, показал направления изучения зависимостей между почерком и свойствами личности и избирательной изменчивости почерка — моментов, существенных для использования почерка в диагностических целях.

Благодаря Е.Ф. Буринскому был введен термин «судебное почерковедение», были заложены основы судебно-почерковедческой диагностики.

Этап формирования судебно-почерковедческой диагностики в России начинается с середины 50 годов ХХ века.